ЧИТАТЬ....

взято с сайта  https://azbyka.ru/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka

 

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

взято с сайта  https://azbyka.ru/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka

 

Канонические установления

Церкви о посте

 

Первым, собственно христианским установлением о посте можно считатьправило Иерусалимского Апостольского Собора, предписывающего членам Церкви такой устав: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян. 15; 29).

Это постановление Иерусалимского Собора подтверждается 63-м Апостольским правилом, которое к требованиям заповеданного поста прибавляет наказания за их неисполнение: «Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен».

69-е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Святитель Тимофей Александрийский в своих канонических ответах к числу лиц, не имеющих возможности совершать телесный пост, прибавляет рожениц.

66-е Апостольское правило, 55-е правило Трулльского Собора и 18-е правило Гангрского Поместного Собора предписывают наказание христианам, постящимся в субботу и воскресенье, поскольку в церковном сознании эти дни были днями особого торжества и духовной радости. Действительно, факт Воскресения Христова занимает центральное место в учении о спасении, а суббота чтится Церковью, начиная с момента ее основания, как день покоя, когда Бог почил от дел Творения.

Поэтому вышеперечисленные правила предписывают извергать из сана клириков и отлучать мирян, постящихся в эти дни. Но если субботы и воскресенья приходились на дни Святой Четыредесятницы (а позже и на другие многодневные посты), пост не отменялся, а ослаблялся.

В 19-м правиле Первого Поместного Гангрского Собора говорится: «Если кто из подвижников без нужды телесной возносится и разрешает[1] посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая притом в полном разуме, да будет под клятвою».

Восьмой Толедский Собор, проходивший около 653 года, своим 8-м правилом постановил: «Всех, кои в Четыредесятницу решились бы без крайней необходимости употреблять мясо, лишать причащения и осуждать на невкушение мяса на целый год». 56-е правило Шестого Вселенского Собораперечисляет продукты, от которых следует воздерживаться постом: «Церковь Божия, по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается как от всякого закалаемаго[2], так от яиц и сыра, которые суть плод и произведение того, от чего воздерживаются».

 

Первым постом, появившимся в первохристианской Церкви, был пост перед Пасхой. Кроме того, с самых ранних времен соблюдался пост в среду (в память предания Спасителя в руки первосвященников) и в пятницу (в память Христова Распятия). Эти посты были строгими – с утра до вечера соблюдалось полное неядение. А начинавшийся в Великий Пяток пост продолжался до полуночи Воскресения Христова. В эти дни воздерживались не только от пищи, но и от воды.

Что касается многодневных постов, то в первые века христианства в Церкви существовал один пост – Святая Четыредесятница, получивший позже название «Великий». Все правила первохристианской Церкви относительно поста говорят, таким образом, о Святой Четыредесятнице.

Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства. Самые ранние письменные свидетельства о нем датируются IV веком, когда святой

Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и Филастрий упоминают Рождественский пост в своих творениях. Длился этот пост семь или немногим более дней. Сорокадневный пост пред великим праздником Рождества Христова был установлен на Константинопольском соборе 1166 года. Возглавляли Собор константинопольский патриарх Лука и император Мануил.

Апостольские постановления предписали соблюдать летний пост,получивший позднее название Апостольского (Петрова или Петро-Павловского): «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу[3], а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

К XII веку относятся указания Антиохийского патриарха Феодора Вальсамона, которые говорят об установившихся к тому времени правилах, касающихся Апостольского поста: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Постный период августа состоял первоначально из двух постов:Преображенского и Успенского. Эти посты были установлены позже, чем Великий и Рождественский. Разделял их один день – праздник Преображения Господня, когда разрешалось мясоедение. В один, Успенский пост, их объединил император Лев VI Мудрый. Но в XII веке этот пост еще не был четко регламентирован. Поэтому на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки, рассматривался вопрос об Успенском посте. По свидетельству Вальсамона, обсуждались вопросы длительности двух постов: «Тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам Святейший Патриарх подтвердил, что хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября».

 

Степени поста

Различия в строгости воздержания в те или иные дни позволяет говорить о существовании пяти степеней поста.

1. Разрешение на употребление в пищу рыбы[6].

2. Разрешение на вареную с растительным маслом пищу.

3. Разрешение на вареную пищу без масла.

4. Сухоядение[7] – разрешение на вкушение только невареной растительной пищи без растительного масла.

5. Полное воздержание от пищи.

Кроме того, в масляную (или сырную) седмицу существует как бы предуготовительная к посту степень воздержания, когда разрешается употреблять в пищу все продукты, исключая мясо.

 

При наличии строгих и определенных предписаний Устава, такие правила поста могут быть ослаблены для некоторых категорий христиан.

1. Для больных.

2. Для младенцев.

3. Для беременных и кормящих грудью матерей.

4. Для людей, занятых тяжелым физическим трудом.

5. Для заключенных.

6. Для путешествующих.

7. Для престарелых.

 

Церковь в этих случаях не требует строгого исполнения всех указаний Устава, поскольку цель поста – не умертвить тело физически, но уничтожить либо ослабить укоренившиеся в человеке страсти и греховные привычки. Святитель Московский Филарет говорит, что в случае болезни «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а чтобы тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».

Впрочем, послабления в посте христианин не может разрешать себе сам. Индивидуальные коррективы можно сделать только после обсуждения этого вопроса со своим духовником либо с приходским священником и с их благословения. Но и в этих случаях христианин в Таинстве Покаяния должен исповедовать недолжное соблюдение поста, как грех, обусловленный человеческой немощью.

 

 

Многодневные посты

Оформившиеся уже к V веку многодневные посты существуют в Православной Церкви и поныне. Но вплоть до конца XII века количество постных дней и другие их уставные особенности претерпевали некоторые изменения. Великий пост, а также посты среды и пятницы являются каноническими, поскольку были введены в практику Православной Церкви уже упоминавшимся 69-м правилом святых Апостолов. Остальные посты являются уставными, так как были введены в практику через монастырский устав, ставший впоследствии образцом и для христиан, живущих в мире. Эта особенность не имеет, впрочем, особого значения в том плане, что принципы соблюдения поста остаются одними и теми же во всех случаях[

 Сплошные седмицы

В православном календаре есть так называемые сплошные седмицы, когда пост в среду и пятницу отменяется. Обычно сплошные седмицы бывают либо перед одним из многодневных постов, либо после него. Слово «седмица» в данном случае не означает буквально «неделя», поскольку Святки (Святые дни) после праздника Рождества Христова длятся 11 дней.

Сплошные седмицы в порядке богослужебного года следующие.

1. Святки, продолжающиеся от дня Рождества Христова, 7 января, до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику – 17 января (включительно).

2. Седмица Мытаря и фарисея – за четырнадцать дней до начала Великого поста.

3. Сырная седмица (масленица) – неделя перед Великим постом[5].

4. Светлая (Пасхальная) седмица – неделя после Воскресения Христова.

5. Троицкая седмица – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

 

 

Однодневные посты

1. Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.

2. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 5 (18 по новому стилю) января.

3. День Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 29 августа (11 сентября по новому стилю)

4. День Воздвйжения Креста Господня 14 (27 по новому стилю) сентября.

Многодневные и однодневные посты церковного года являются общими для всех христиан. Но в отдельных случаях они могут дополняться так называемыми частными постами, принимаемыми на себя одним человеком или группой людей по обету. Причиной такого индивидуального поста могут стать тяжкие обстоятельства, в которых оказался христианин – начиная от болезни и заканчивая угрозой смерти. Обязательным в этом случае является благословение духовного отца, поскольку благие по наружности, но самочинные действия могут привести к еще более тяжелым последствиям.

До 1917 года в Русской Церкви существовала практика сугубых постов,временно устанавливаемых церковными властями. Случалось это во время нашествия иноплеменников, при стихийных бедствиях, в дни губительных эпидемий.

 

 

 Азбука Веры Семья и Вера
ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ Русская Православная Церковь